мы и родители

 

 

 

« МЕТОДОЛОГИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ДОУ

И РОДИТЕЛЕЙ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила

заведующая МДОУ-

 детским садом «Солнышко»

с. Чиганак

Егорова Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

 

        « Если ты хочешь остаться в сердце человеческом – воспитай своих детей», - эти слова принадлежат великому русскому педагогу В.А.Сухомлинскому.

          Детство- это уникальный период в жизни человека, в течение которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В семье малыш находит примеры для подражания. Поэтому родительство – очень важная часть жизни взрослого человека. Ведь родители видят в детях свое отражение. И от того, насколько правильно они воспитывают своих детей, зависит то, каким вырастет их чадо. Большинство родителей думают, что любой из них будет прекрасным воспитателем, стоит только родить ребенка. На самом деле существует необходимость помощи родителям в воспитании детей. Есть много вещей, которые следует знать, чтобы правильно выстроить отношения и дать ребенку полноценное воспитание. Именно такую помощь всегда готовы оказать педагоги нашего ДОУ родителям своих воспитанников. Родительский контингент в детском саду очень разный: здесь и семьи СОП, и неполные семьи, где воспитанием детей занимаются только мамы (таких большинство), а это накладывает на педагогов определенную ответственность в оказании родителя методологической помощи. Родителей тоже приходится «воспитывать», но с учетом их возрастных и социальных особенностей.

            Ежедневно общаясь с детьми и родителями, видя их проблемы, трудности, а также как положительный, так и отрицательный опыт каждой семьи, педагоги планируют свою работу с семьями своих воспитанников. Работа в саду ведется системно и целенаправленно.

1-й этап: при первом знакомстве с семьей, с ребенком практикуется выполнение следующей программы:

-опрос родителей для выявления индивидуальных особенностей ребенка;

-анкетирование родителей для сбора социалогических данных о семье;

-опрос родителей для получения их представлений и( или ожиданий), планов относительно сотрудничества со специалистами детского сада.

   Изучение индивидуальных особенностей ребенка- интересное и полезное занятие во многих отношения.

   Чтобы составить по возможности полную картину индивидуальных особенностей ребенка, нужно сравнить и сопоставить свои собственные наблюдения, мнение людей, хорошо знающих его ( родителей) и мнение коллег. Работу с родителями в этом направлении можно организовать с помощью взаимодополняющих методов: специальной анкеты, устного опроса, беседы, совета и пр.

 

 

 

 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

«Мой ребенок и его индивидуальные особенности»

Уважаемые родители!

Напишите, пожалуйста, небольшое письмо о своем ребенке, используя наши вопросы- подсказки! Ваши ответы помогут воспитателям быстрее и лучше установить контакт с вашим ребенком, лучше понять его личность. Заранее благодарим за сотрудничество!

 

  1. Каков ваш ребенок ( уверенный, решительный, не очень уверенный, неуверенный)?
  2. Общительный он или нет? Как это проявляется?
  3. Какое у него любимое занятие?
  4. Есть ли у вашего ребенка какие-либо способности?
  5. Каково обычное состояние ребенка и его настроение?
  6. Часто ли плачет ваш ребенок?
  7. Как засыпает? Как спит?
  8. Быстро ли он устает? Если да, то, как вы думаете, почему?
  9. Как он реагирует на неудачи?
  10. Как реагирует на замечания, наказания?
  11. Как у ребенка проявляется самостоятельность (любит делать все самостоятельно, даже если не умеет; не очень стремится к самостоятельности, предпочитает, чтобы все делали другие)?
  12. Каковы отношения со сверсниками (умеет организовывать детей; выполняет только ведущие роли; успешно выполняет и ведущие и второстепенные роли; подчиняется другим детям)?
  13. О каких еще особенностях своего ребенка вы хотите нам поведать?

 

Наш детский сад  ведет учет социологических сведений о семье своих воспитанников.  

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ АНКЕТА СЕМЬИ.

  1. Фамилия, имя ребенка, поступившего в детский сад_________, его возраст________.
  2. Возраст мамы____, папы_____ .
  3. Место работы и должность мамы______, папы ______.
  4. Образование мамы _____, папы _____.
  5. Кто входит в состав вашей семьи ___________.
  6. Сколько в семье детей?_________ .
  7. Какого возраста?______.
  8. Имеет ли семья отдельное жилье? Да, нет (проживаем у родителей мужа, жены,другое________ нужное подчеркните, впишите).
  9. Имеет ли ребенок свою комнату? Да, нет, другое______.
  10. Что еще вы считаете нужным сообщить о своей семье и ребенке?______.

 

            И уже в соответствии с данными анкетирования составляется социальный паспорт каждой семьи и планируется вся дальнейшая индивидуальная работа. В социальном паспорте отражается микроклимат семьи, ее педагогические возможности, социальное положение и условия жизни детей в семье.

           Для начала работы с семьей проводится анкетирование родителей на предмет выяснения их запросов и ожиданий от сотрудников ДОУ, совместной работы с ними.

   Анкеты краткая и емкая. Форма вопросов – открытая. Анкетирование может быть анонимным. На первом этапе знакомства семьи с ДОУ родители могут быть нерасположенными раскрываться и признаваться в своих трудностях. Поэтому анкету можно повторять на протяжении как учебного год, так и всего времени пребывания семьи в детском саду. Доверие и более длительное знакомство могут изменить картину.

ОПРОС РОДИТЕЛЕЙ.

« Ваши пожелания и ожидания»

Уважаемые родители!

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников как родителю?
  2. С вашей точки зрения:

 а)насколько (или чем) персонал осложняет вашу жизнь?

б)как он мог бы облегчить вашу жизнь?

      3.   Чему персонал может научиться у родителей?

      4.   А чему вам хотелось бы научиться у воспитателей?

      5.   В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?

      6.   Что понравилось бы (или нравится) вам как родителю, участвующему в работе

             детского сада?

      7.   Что необходимо для эффективной работы?

      8.   Что вы думаете о качестве работы ДОУ с родителями на сегодняшний день?

 

  Полезно  в конце каждого года проводить опрос, который позволит уточнить уровень удовлетворенности взаимодействием семьи и детского сада, получить обратную связь и предложения от родителей. Например, в такой форме.

Уважаемые родители!

Прошел учебный год, в течение которого ваш ребенок посещал детский сад. Конец года- традиционное время подведения итогов.

Сотрудникам детского сада для дальнейшего планирования работы важно узнать ваше мнение и предложения относительно работы детского сада с семьей в целом и ребенка в частности. Ваши ответы могут быть анонимными, по вашему желанию.

Заранее благодарим за участие.

  1. Кем вы приходитесь ребенку( нужное подчеркните или напишите):мама, папа, бабушка, дедушка________.
  2. Что вас больше всего привлекает в детском саду? (выберите 3-4 пункта)

*хорошая организация питания.

*хорошая организация режима.

*работа по укреплению здоровья детей

*хорошее состояние территории для прогулок

*хорошее отношение ребенка к воспитателю

*высокий уровень матеиально-технического оснащения

*хорошее отношение между детьми в группе

*высокий профессиональный уровень сотрудников

*подготовка к школе

*психолого-педагогические консультации для родителей

*возможность участвовать в жизни детского сада.

*другое______________________________________.

      3.   На каких тематических встречах для родителей вам удалось побывать? Постарайтесь вспомнить их названия._____________.

     4. Какие причины не позволили вам побывать на всех встречах?( пожалуйста, отвечайте откровенно, как есть)__________________.

    5.Что вам нравится больше всего на таких встречах?______.

6. Что следует добавить к таким встречам, чтобы их эффективность была еще выше?

7. Какие темы вы обязательно бы пришли обсудить?____.

8.На шкале от 1 до 10 отметьте степень своей удовлетворенности от пребывания ребенка в детском саду, от общения с персоналом

     1__________________________________10.

 

 

 

            Разнообразны  формы и методы работы ДОУ с семьей:

 как традиционные-

1.коллективные-собственно родительские собрания, «круглые столы», дискуссии по какой-то актуальной на данный момент проблеме;

 

2.индивидуальные- педагогические беседы с родителями, индивидуальные консультации по интересующим родителей вопросам;

 

3.наглядно- информационные- фотовыставки, папки-передвижки с постоянно обновляющимся материалом актуальным именно в тот или иной момент, выставки детских работ, у нас организована работа информационного центра для родителей, где размещены рекомендации для родителей с детьми по разным видам деятельности. Здесь же как напоминание размещены и права ребенка. Рекомендации к действию в разное время года ( по месяцам). Наглядный материал для родителей.      Большое внимание уделяется оздоровлению дошкольников – для этого оформлен информационный уголок «Здоровячок»;

 

Так и новые:нетрадиционные-

Досуговые- совместные досуги, праздники, Дни Здоровья, семейные выставки поделок и рисунков, интеллектуальные игры, в ходе которых у родителей есть реальная возможность пообщаться друг с другом, поделиться своим опытом общения с детьми.

 

       С большим удовольствием родители принимают самое активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений: мастерят костюмы своим ребятишкам для театрализованных представлений, да и сами не прочь исполнить какую-нибудь роль в этих представлениях.

 

 Не остаются безучастными родители и в решении хозяйственных вопросов: помогают в благоустройстве игровой площадки, в проведении косметического ремонта помещений детского сада, в заготовке овощей для питания детей. А если возникают вдруг какие-нибудь проблемы в вопросах воспитания детей, родители знают, что можно прийти с ними в детский сад и всегда на помощь придут педагоги, умудренные многолетним педагогическим и жизненным опытом, помогут справиться с любой проблемой.

 

    Педагоги регулярно посещают семьи своих воспитанников, чтобы реально убедиться в том, что в семье созданы необходимые условия для развития ребенка.

             С семьями СОП ведется особая работа по индивидуальным программам реабилитации семьи и несовершеннолетних. Ежемесячно проводятся рейды в семьи с участием педагогов ДОУ, медработника и представителей администрации округа с составлением актов обследования жилищно-бытовых условий. Ведется журнал посещения и результатов обследования.

 

Открытие сайта!

Сегодня наш сайт создан и постепенно будет пополнятся полезной информацией.