Тест для опытного воспитателя на определение эффективности его работы
Отметьте, какие из пословиц русского народа, на Ваш взгляд, в наибольшей степени соответствуют представлениям о Вашей деятельности: 1. Воспитатель детского сада – это: А. Добрая лошадка все свезет. Б. Без матки пчелки – пропащие детки. В. Под трубами повиты, под шеломом взлелеяны, концом копия вскормлены. 2. Педагогический коллектив – это: А. В мире, что в море. Б. У одной овечки да семь пастухов. В. Склеенная посуда два века живет. 3. Обучать детей – значит: А. Что посеешь – то и пожнешь. Б. Была бы нитка, дойдем и до клубка. В. В дорогу идти – пятеры лапти сплести. 4. Воспитывать детей – значит: А. Служил семь лет, выслужил семь реп, да и тех нет. Б. Перемелется – все мука будет. В. Наказом воевода крепок. 5. Развивать детей – значит: А. Сей день не без завтра. Б. Высоко летаешь, да низко садишься. В. Палка о двух концах. 6. Работа с родителями – это: А. Бумага некупленная, письмо домашнее. Б. В добрый час молвить, в худой промолчать. В. По способу пешего хождения. Ключ к тесту Если у Вас преобладают ответы: "А" – Вы в большей степени ориентированы на выполнение преподавательской, коррекционно-развивающей и культурно-просветительской функций воспитателя. Следовательно, можно говорить о том, что Вы уже обладаете собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Преимущество Вашей работы в качестве наставника заключается в том, что Вы ориентированы на когнитивную практику работы с молодыми специалистами, т. е. способны показать, чему нужно учить детей и как это лучше всего делать. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание дидактического, "поучающего" стиля взаимодействия. Постарайтесь быть демократичнее! "Б" – у Вас преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами. Это выражается в том, что лучше всего Вам удается реализация научно-методической и воспитательной функций педагога. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы ориентированы на эмотивную и креативную практику работы с ними, т. е. способны оказать психологическую поддержка и продемонстрировать весь педагогический потенциал Вашего подопечного. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать преобладание излишне демократического и либерального стиля взаимодействия. Иногда Вашему подопечному может понадобиться и четкая инструкция для ориентирования в сложных педагогических ситуациях. "В" – приоритетным направлением Вашей деятельности в ДОУ являются управленческая и социально-педагогическая. Преимущество работы Вас в качестве наставника молодых специалистов заключается в том, что Вы можете научить их усматривать педагогическую проблему в разных ее проявлениях и упрощать ее (в сложных ситуациях выделять 1–2 ключевые составляющие проблемы), а также объединять свои усилия с другими специалистами ДОУ и родителями детей для достижения оптимальных результатов педагогического процесса. Отрицательным моментом общения с Вами молодого специалиста может стать формирование у него представлений о Вас как об идеальном педагоге, уровня которого достичь просто невозможно. Постарайтесь с присущим Вам чувством
юмора объяснить, что Вы начинали точно так же.
Анкета для начинающих педагогов Уважаемые педагоги, для определения выбора тем занятий Школы молодого воспитателя ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы: С какими законодательными актами, нормативными документами, регламентирующими вопросы образования, Вы хотели бы ознакомиться? Какую(-ие) образовательную(-ые) программу(-ы) дошкольного образования Вы хотели бы изучить более подробно? Какие трудности Вы испытываете при составлении плана (перспективного, календарного), занятия, воспитательно-образовательного мероприятия и др.? С какими сложностями Вы сталкиваетесь в образовательном процессе (укажите направления воспитательно-образовательной деятельности, вызывающие у Вас наибольшие затруднения)? Какие проблемы возникают у Вас при установлении контакта с ребенком, общении с группой воспитанников, разрешении детских конфликтов? Какими педагогическими методами и приемами, способами воспитания Вы хотели бы овладеть? Консультации каких специалистов (образования, медицины, психологии и др.) Вы хотели бы получить, по каким вопросам? Какие проблемы возникают у Вас в работе с семьями воспитанников? Какие затруднения вызывает у Вас создание предметно-развивающей среды? +КОНСУЛЬТ ПЕДСОВЕТЫ И ТД
Пять компонентов готовности к школе. Каковы компоненты готовности ребенка к школе? Первый компонент – мотивационная готовность – включает в себя стремление ребенка идти в школу, его интерес к школе, желание познавать новое. Чтобы определить насколько развита она у дошкольника, можно задать ребенку несколько вопросов типа: «Хочешь ли ты идти в школу? Что в школе самое важное? Что самое интересное? Если бы ты не ходил в детский сад, чем бы ты занимался дома?» Ответы на эти вопросы помогут понять характер представлений о школе, наличие интереса к ней, интереса к познанию нового. Кроме того, можно предложить тест-игру для выявления его основных стремлений, предпочитаемых видов деятельности. Взрослый бросает ребенку мяч, проговаривая начало предложения, малыш должен бросить мяч обратно, завершив предложение по своему усмотрению. Начала предложений следующие: 1. Я стараюсь…2. Я думаю о том, чтобы.. 3. Я был бы рад.. 4. Я надеюсь. Что… 5. Я уверен. Что..6. Я мечтаю… 7. Я хочу.. Если в результате анализа теста обнаружилось, что перед поступлением в школу ребенок имеет о ней весьма приблизительные представления, что у него нет интереса к ней, стоит серьезно подумать о формировании у него мотивационной готовности. Второй компонент – волевая готовность. У ребенка должен быть сформирован комплекс волевых качеств, без наличия которых он не сможет длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца. Обратите внимание, может ли малыш сосредоточенно заниматься каким-либо делом (рисовать, лепить, мастерить и т.д.) Предлагаемые задания и упражнения будут способствовать развитию и совершенствованию у ребенка всех звеньев системы произвольной саморегуляции. Наиболее эффективно в этом смысле конструирование. Начать лучше с обучения по образцу. В нашем примере это будет реальный образец уже построенного дома, который ребенок должен воспроизвести из деталей. Их должно быть больше, чем нужно для конструирования, чтобы малыш научился производить правильный выбор блоков, соотнося их по форме, размеру и цвету. Предложить ребенку внимательно рассмотреть изучить тот дом, который ему надлежит собрать самостоятельно. Наблюдайте за характером и последовательностью строительства, при этом обратите внимание на следующие моменты: 1. Ребенок должен строить дом в строгом соответствии с предложенным образцом – это означает, что он должен удерживать заданную вами цель. 2. Для этого ему необходимо соблюдать определенную последовательность сборки, то есть иметь четкую программу исполнительских действий (алгоритм). 3. Осуществление программы возможно лишь в том случае, если маленький строитель сумел правильно выделить условия деятельности: размер форму и цвет блоков конструкции. 4. Но и это еще не залог правильной сборки. В процессе работы он должен корректировать свои действия, то есть постоянно сверять полученные результаты с эталоном. 5. По окончании сборки попросите ребенка проверить насколько точно его конструкция соответствует образцу. Если вы заметили, что малыш допускал ошибки на каком-либо этапе сборки, проанализируйте вместе с ним их причины. Попросите ребенка внести необходимые исправления. Одним из распространенных упражнений по развитию произвольности, максимально приближенных к условиям учебной деятельности, является «Графический диктант»: Ребенку дается образец геометрического узора, выполненный на бумаге в клетку (на отдельной карточке) или на расчерченной доске: он должен воспроизвести предложенный образец и самостоятельно продолжить точно такой же рисунок. Аналогичная работа предлагается для выполнения на слух, когда взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеток и их направления (вправо-влево. Вверх-вниз). Ребенок поступая в первый класс, как правило, приходит в незнакомый коллектив. Ему придется наряду с освоением новой для него роли ученика определиться в системе взаимоотношений детей класса, найти свое место в нем. Здесь зачастую скрываются подводные камни, мешающие первокласснику быстро адаптироваться к школе. Качества, от которых зависит умение семилетнего человека вступать во взаимоотношения со сверстниками, относятся к следующему компоненту – социально-психологической готовности к школе. Очень важна для успешного обучения в школе умственная готовность. Она включает развитость восприятия, наблюдательности, памяти, мышления, сформированность представления о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях. Побеседуйте с ребенком, чтобы выявить, знает ли он, что такое «слева», «справа», «вверху», «внизу», «между», разбирается ли в отличии «вчера», «сегодня», и «завтра». Также с помощью беседы выясните, что знает дошкольник о явлениях природы, о жизни нашего общества. Дайте ему предмет, имеющий сложное строение, понаблюдайте, может ли он внимательно его рассматривать, выделять отдельные детали и словесно описывать их. Этим вы определите особенности восприятия ребенка. Для выяснения того, насколько развита память, почитайте ему 10 слов (например: мышь, снег, мяч, шум, слон, сын, весна, кот, стол, рак); затем попросите его повторить прочитанное. Прочитайте слова 4 раза и каждый раз требуйте повторения. Если в результате оказались выученными 8- 9 слов, а количество повторяемых слов постоянно увеличивалось, то можно считать, что память ребенка не внушает опасений. Проследите, умеет ли он делать выводы, умозаключения. Нарисуйте план комнаты, спрячьте игрушку и попросите малыша найти ее, указав место на плане. Если он справляется с такими заданиями, значит, его мышление соответствует норме. Неоценимую помощь в развитии логического мышления окажут такие упражнения: 1. «Четвертый лишний»: задание предполагает исключение одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных трех (для этого упражнения удобно использовать карточное лото); 2. Придумывание пропущенных частей рассказа (начало события, середина или конец). Составление рассказов имеет чрезвычайное важное значение и для развития речи ребенка, обогащения его словарного запаса, стимулирует воображение фантазию. На это же направлена игра «Говори, наоборот», в которой взрослый произносит какое-либо слово и просит ребенка тоже назвать слово, но только с обратным смыслом, например: толстый-тонкий. Большой- маленький. Можно предложить детям следующие пары слов: большой-маленький, черный-белый, горячий-холодный, пустой-полный. Легкий-тяжелый, чистый-грязный, огонь-вода, трус-храбрец; 3. Всевозможные головоломки, различные виды заданий с палочками или спичками (выложить фигурку из определенного числа спичек, перенести одну из них, с тем, чтобы получить другое изображение). На тренировку внимания направлены игры «Это мой нос» и «Мы – детективы» Умение учиться – пятый компонент психологической готовности к школьному обучению. Он включает умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать ее. На развитие слухового восприятия направлены следующие задания: Угадать откуда идет звук; Угадать предмет по звуку; Сравнивать, как воспринимается одно и то же слово, произнесенное с различной силой и высотой; Назвать как можно больше звуков. Идущих из определенных источников (из коридора, с улицы, внутри себя); Угадать, чей голос, чьи шаги; Составить рассказ по звукам. Которые производит ведущий; Назвать как можно больше «звукоизобразительных» слов. Ребенок умеет планировать и оценивать свою деятельность, если в любой ситуации может ответить на вопросы: «Что ты будешь делать?, Как ты это будешь делать?, «какие предметы тебе понадобятся? «как ты сделал – хорошо или плохо? «Что хорошо у тебя получилось, а что не очень?» Итак, как видим, психологическая готовность к школьному обучению не может оцениваться лишь потому, умеет ли малыш читать и писать. Существуют простые и доступные способы определения психологической готовности к школе, которыми могут воспользоваться взрослые, чтобы своевременно и правильно подготовить ребенка к обучению. А еще читайте книги. Психическое развитие младших школьников. – М.. Педагогика, 1990. Самоукина В.Н. Игры в школе и дома. – М., 1993. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей.- Ярославль, 1996.
|