потриотическое воспитание
егорова елена викторовна
завЕДУЮЩИЙ мКдоу-
д/садом «солнышко»
с. чиганак
«РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ в мКдоу- детском саде «солнышко»
с. чиганак.
Под руководством взрослых у детей постепенно формируются элементы патриотических и гражданственных чувств и общественных отношений. Очень важно, чтобы в каждом дошкольном учреждении обобщался и систематизировался педагогический опыт, посвящённый этой стороне нравственного воспитания. Существенную помощь в организации системы патриотического воспитания может оказать действующая на базе детского сада Музейная комната патриотического воспитания дошкольников. Материалы экспозиции музейной комнаты, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с героической историей своего народа, своего Отечества. Музейная комната – это обучающая и развивающая среда, которая даёт самый существенный результат в героико-патриотическом воспитании дошкольников, в воспитании будущего гражданина.
Работа музейной комнаты предусматривает:
– выход на детей-дошкольников;
– выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);
– выход на ветеранов;
– сотрудничество со школой села.
При проведении экскурсий наряду с воспитателем, возможно выполнение роли экскурсовода старшим дошкольником, который самостоятельно проводит экскурсии для своих сверстников.
Героико-патриотическая тема была и остаётся всегда актуальной в воспитании подрастающего поколения. Всё, что связано с современной армейской службой, находит горячий отклик в душе ребят.
Героизм, мужество, стойкость, готовность идти на подвиг во имя Родины – эти характерные черты понятны старшим дошкольникам и неизменно вызывают в них желание подражать воинам, быть такими же, как они.
В музее проводятся экскурсии по разным разделам экспозиции, а также экскурсии к историческому памятнику села.
Изучая историческое прошлое своего края, дошкольники начинают раньше приобщаться к такому школьному предмету, как история, которая как поэтический и образный рассказ входит в их жизнь.
В состав музейного материала входят:
материал «Из истории родного села»:
«Жизнь современного села»:
– репортажи о ветеранах труда;
- «Наше село в далёком прошлом»:
– историческая справка (документы, воспоминания старожилов, экспонаты быта жителей и пр.).
-«История нашего детского сада с момента его основания»:
– фотодокументы об открытии детского сада;
– воспоминания первых его сотрудников
- «Нам этот мир завещано беречь»:
–– материалы встреч с ветеранами;
– методические разработки праздников.
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с умственным, трудовым, экологическим, эстетическим воспитанием.
Организуя праздники героико-патриотической тематики, мы одновременно и учим и воспитываем наших детей. Здесь они по-настоящему играют в военных, поют военные песни.
Дети участвуют в акции «Дети воинам защитникам Родины», отправляют свои рисунки и поздравительные открытки ребятам-односельчанам, находящимся на действительной службе в вооруженных силах России.
Ко Дню победы устраивается выступление на центральной площади села , куда приглашают ветеранов ВОВ, воинов-афганцев и участников военных действий на Кавказе.. Проведение патриотических праздников в ДОУ – это хорошая, добрая традиция По итогам проведения таких мероприятий, оформляются фотоматериалы , чтобы в течение года можно было «оживить» впечатления детей, помочь им ещё раз ощутить положительные эмоции и чувство сопричастности к памятным событиям страны.
В ДОУ необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Воспитатели могут воздействовать и на эмоциональную сферу ребёнка. Например: рассматривая картины («Оборона Севастополя» А. Дейнеки, «Отдых после боя» Ю. Непринцева и др.), надо говорить о том, как холодно было солдатам лежать день и ночь в окопах, как хотелось домой, но у них был долг – защищать Родину, матерей, детей, и они не могли поступить иначе.
Или, читая отрывок из поэмы А. Твардовского:
…Знаешь сам, Василий Тёркин,
Что туда дороги нет.
Нет дороги, нету права
Побывать в родном селе.
Страшный бой идёт, кровавый,
Смертный бой не ради славы,
Ради жизни на земле,
интонационно подчеркнуть и объяснить значение слов «нет дороги», «нету права» и «смертный бой не ради славы, ради жизни на земле». Следует рассказать и о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений, о могиле неизвестного солдата у Кремлёвской стены, куда приходят поклониться миллионы людей.
Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей в наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Поэтому немаловажную роль в патриотическом воспитании имеет совместная работа ДОУ с родителями. В нашем саду используются следующие ф о р м ы в з а и м о д е й с т в и я родителей и детей по гражданственно-патриотическому воспитанию:
1) акция «Чистый уголок моей родины», в течение которой родителям и детям предлагается очистить от мусора кусочек своего двора, принять участие в озеленении, благоустройстве участка детского сада;
2)с сентября дан старт совместного с родителями их детьми проекта «Дедушкина медаль», в процессе работы над которым начат сбор фотодокументальной экспозиции;
4) утренники «День матери», «Посиделки», который готовится и проводится благодаря энтузиазму родителей и бабушек воспитанников детского сада;
5) родительские собрания и круглые столы: Роль семьи и социальных факторов на формирование гражданско-патриотических чувств дошкольников
Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к отечеству. И этот процесс надо формировать с дошкольного возраста воспитанием любви к своей малой Родине как к источнику патриотического начала.
Важно донести до детей мысль: спустя много-много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину
Для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста, вопрос отбора содержания занятий, которые могли бы способствовать воспитанию любви к Родине, своему родному селу, городу, защитникам Отечества, всегда является наиболее актуальным и важным. Поэтому естественным требованием к отбору содержания патриотического воспитания детей дошкольного возраста является включение в него культурно-исторического, духовно-нравственного, художественно-эстетического, эколого-краеведческого компонентов, знание истории и традиций Отечества.
Многовековая история человечества свидетельствует, что любая цивилизация выдерживала самые суровые испытания, пока были живы традиции, пока не оскудела историческая память. И наоборот, самые процветающие сообщества рушились, когда исторические уроки и традиции предавались забвению или просто уничтожались.
Необходимо серьёзно задуматься над тем, как возродить работу по формированию патриотических чувств детей, которые могут выражаться в соответствующих поступках и поведении: уважительном отношении к участникам Великой Отечественной войны, героям труда, оказании им посильной помощи. В связи с этим особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, её героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.
«Принято» «Утверждаю»
На Совете педагогов заведующий МДОУ-д/с
«Солнышко» с.Чиганак
Протокол.№_1__ ________ Е.В.Егорова
от «30» августа2011г Пр.№39 от «30» августа2011г
ПРОГРАММА
формирования основ патриотического
сознания у детей дошкольного возраста
с использованием потенциала
музейной комнаты
МКДОУ-детского сада «Солнышко»
с. Чиганак Аркадаккого района
Саратовской области
Ты лети, лети по свету,
Голубь наш, из края в край.
Слово мира и привета
Всем народам передай!
Чтобы взрывы не закрыли
Небо чёрной пеленой,
Голубок наш белокрылый,
Облети весь шар земной.
Т. Коломиец
Цели:
1. Довести до сознания детей дошкольного возраста значение бессмертного подвига народа в годы Великой Отечественной войны.
2. Расширить круг интересов детей при помощи экспозиций Музейной комнаты.
3. Скоординировать работу по формированию основ патриотического сознания детей дошкольного возраста, используя потенциал педагогического коллектива детского сада и родителей.
Задачи:
1. Организовать развивающую среду детского сада наиболее функциональным образом для более целостного восприятия детьми дошкольного возраста исторических событий, связанных с родным селом.
2. Формировать и закреплять знания детей об историческом прошлом своей Родины, родного села и детского сада.
3. Обогащать словарный запас детей в соответствии с возрастными характеристиками новыми понятиями и историческими данными о родном селе.
4. Пропагандировать работу Музейной комнаты детского сада среди родителей воспитанников через совместную с педагогами поисковую и созидательную деятельность.
Перспектива и ожидаемые результаты:
К моменту выхода детей в школу они должны иметь первоначальное представление:
– об истории возникновения родного села;
– об истории возникновения учреждения;
– о героическом прошлом односельчан-фронтовиков;
– о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека.
Участники программы.
Материал программы рассчитан на детей старшего дошкольного возраста (с 5 до 7 лет) и предполагает:
– активное взаимодействие педагогов детского сада и начальной школы;
– взаимодействие педагогов детского сада и родителей воспитанников;
– взаимодействие и сотрудничество с ветеранами ВОВ и труда;
– взаимодействие с учреждениями дополнительного образования детей (сельской библиотекой);
Продолжительность и место реализации.
Программа рассчитана на два полных учебных года.
Место реализации – детский сад.
Формы работы:
- беседы;
- экскурсии к историческим местам и памятникам села;
- музыкально-литературные композиции;
- встречи с интересными людьми;
- показ спектаклей и сказок;
- продуктивная деятельность детей;
- праздничные мероприятия;
- выставки творческих работ детей и родителей.
Время дополнительной образовательной работы на базе Музейной
комнаты:
1 раз в неделю в пределах 20–25 минут.
Формы подведения итогов работы:
- педагогические советы;
- выставки-конкурсы;
- открытые занятия;
Нормативно-правовая база:
Подпрограмма Министерства образования РФ государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ»;
Концепция модернизации Российского образования;
Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
Перспективный план работы Музея-комнаты.
Сентябрь – родительское собрание, выставка документального материала об истории родного села.
Октябрь – тематическая беседа «Замечательные люди, живущие рядом с нами»
Ноябрь – фотовыставка. Подбор фотографий и фотодокументов из архивов семей воспитанников детского сада.
Декабрь – тематическая беседа «Семейные реликвии». Выставка семейных ценностей семей воспитанников детского сада (посуда, игрушки, коллекции и пр.).
Февраль – фотоконкурс «Есть такая профессия – Родину защищать!». Выставка армейских фотоальбомов пап воспитанников детского сада.
Март – тематический вечер «Бабушкины истории»- вечер русской песни с участием сотрудников, детей, мам и бабушек.
Апрель – экскурсия в школьный музей.
Май – «В день Победы наши деды все наденут ордена…» Тематическая экскурсия в Музейную комнату д/сада.
Тематика экскурсий в музее-комнате
№ |
Тема экскурсии |
Срок исполнения |
1 |
«Историческая справка о родном селе» |
Сентябрь |
2 |
«История детского сада с момента основания» |
Октябрь |
3 |
«Прошлое и настоящее нашего района» |
Декабрь |
4 |
«Защитники Отечества» |
Февраль |
5 |
«Гордимся тобой, односельчанин!» |
Апрель |
6 |
«В день Победы наши деды все наденут ордена…» |
Май |
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в инстаграм